пятница, 10 мая 2013 г.

Маленькая и сугубо личная история на 9 мая.

Исторически так сложилось, что на 9 мая меня порой пробирает взять и что-нибудь сказать, вот чтобы прямо по-большому. Так было дано начало первой моей попытке вести бложик, в 2008 году, аж 5 лет назад. Это была ЖЖшечка, в которой впоследствии появилась ещё пара-тройка сообщений, на это блог загнулся. Где-то года через полтора я его выпилил с ЖЖ.

Второй раз я попытался войти в эту реку в начале 2011-го, когда, начитавшись интернетов, я почему-то решил, что в жизни человека обязательно должен быть блог. Ну, знаете, есть такое расхожее мнение: мол, ты самому себе обязуешься регулярно фиксировать важное в твоей жизни с тем, чтобы в дальнейшем можно было оглядываться назад и делать оргвыводы. Как минимум о том, думаешь ли ты о действительно важных вещах. Такой подход. На мой теперешний взгляд, чушь полная, ибо те, для кого это не чушь, едва ли нуждаются в каких-либо подобных методиках и рекомендациях.

Ну да б-г с ним, так или иначе, на тот момент я решил попробовать, и так родился этот бложик. Видимо, идея была не самой удачной, ибо до сегодняшнего дня в нём было одно сообщение с заголовком "test" и текстом "test".

А сегодня мне захотелось донести до людей одну важную, как мне кажется мысль, и я начал писать небольшой постик на вконтактике. Вернее, мне казалось, что он будет небольшим. Взглянув со стороны на результат, я понял, что пора выкапывать бложик, тем более, что нижеприведённый текст для меня очень важен, и мне хотелось бы иметь возможность легко доступиться до него в любое время.

Итак, наслаждайтесь.


Друзья, поздравляю всех с праздником Победы! С одной стороны, у меня неоднозначное отношение к тому, как его стали обставлять в последние годы: георгиевские ленточки, которые лепят куда угодно, размалёванные машины с надписями вроде "ищу жену-немку - хочу отомстить", скандирование кучки пьяных людей заплетающимися языками "спасибо деду за победу" и т.п. Но про это, возможно, напишу ещё отдельно, ибо тема очень сложная, намного сложнее, чем может показаться резидентам Default-city вроде меня. С другой, лично для меня этот день - прежде всего возможность ещё раз вернуться к памяти своих бабушек-дедушек и их родителей, послушать рассказы своего деда, которые я, к счастью, успел записать до его смерти, открыть альбомы со старыми фотографиями. Как мне кажется, важно именно то, чтобы у каждого из нас была своя собственная история о войне и о победе (да и не только о них).
Мне достоверно известно про одного из своих прадедов, что в войну он был механиком на прифронтовых аэродромах; в эти праздничные дни я оказался на Ставрополье, где он проживал, и сегодня мне удалось дорваться до альбомов с фотографиями. Больше всего мне нравится та, где "персонал" их аэродрома - и лётчики, и пилоты, - засняты на фоне бомбардировщика B-25.
Про другого прадеда со Ставрополья мне, к сожалению, мало что известно, точнее, известно про него самого, а вот про его жизнь в годы войны - вообще ничего (и я это осознал к своему стыду, когда начал писать данную заметку - завтра буду допрашивать маму на этот счёт)
Про военные похождения ещё одного прадеда, что родом с Хопра, мне известно довольно мало - знаю, что сам он утверждал, будто служил поваром у маршала Толбухина, и на этом всё. Однако, учитывая его пристрастие к рассказыванию баек самой разной правдоподобности, сложно понять, насколько это соответствовало действительности, а никаких других свидетельств, кроме воспоминаний моей бабушки об этих рассказах, нет.
Что касается ещё одного прадеда, от которого я унаследовал свою фамилию, он умер от болезни ещё до войны.
Как бы там ни было, самые сильные впечатления на меня всегда производили рассказы деда о его старшем брате Сане (Александр Иванович Галкин), по сути это были пересказы того, чем в своё время поделился сам дед Саня (дальше я буду называть его просто "Саней", ибо в те годы ему было меньше лет, чем мне сейчас), но как же они брали за душу...

Саня родился в 1922 году. Если ничего не путаю, то осенью 41-го он был призван в армию; его направили на ускоренные курсы в ртищевское артиллерийское училище (для ЛПНовцев: однажды, когда мы разговорились с Лидией Анатольевной Торцовой, выяснилось, что её дедушка был начальником этого училища). После нескольких месяцев курсов и получения сержантских лычек его направили под Харьков, где в тот момент шли напряжённые бои, и где впоследствии немцы совершили прорыв к Сталинграду. Под командование ему дали артрасчёт из свежепризванных пацанов с Украины. В течение первых боёв и первых дней они попали в окружение (это как раз было время катастрофического поражения советских войск под Харьковом). Саня смог выйти из окружения, а вот бойцы из его артрасчёта на каком-то этапе разбежались - неизвестно, что с ними было дальше. Так или иначе, как и любой человек, выходивший тогда из окружения, он оказался под подозрением особого отдела. Результат - штрафбат (хорошо хоть, не расстрел, #спасибоСталинуЗаЭто). Там - работа в роли "кукушки", то бишь разведка в целях наводки артиллерии. Во время одной из таких "процедур" его засёк немецкий снайпер. На его счастье, снайпер этот оказался в весьма благодушном настроении и решил поиграться: стоило потянуться к рации - рядом бьёт пуля. А "абонент" с другого конца вызывает, требует доложить обстановку и дать наводку для артиллерии. В конечном итоге Саня решился и потянулся к рации; для снайпера это, видимо, стало сигналом о том, что игры пора заканчивать, и он выстрелил точно в голову. Ну хорошо, самую чуточку выше: так, что пуля, пробив каску, чуть царапнула череп и пошла дальше своим путём. По-видимому, удовлетворившись этим, немец пошёл выискивать себе новую добычу, однако через несколько минут был смешан с землёй нашей артиллерией. Саня смог-таки дать наводку.
После этого случая его вернули в регулярные войска, в противотанковую артиллерию. А это было очень интересное время, аккурат накануне знаменитой Курской дуги. Что там происходило как с танками, так и с артиллерией, думаю, долго расписывать не надо, на эту тему много книжек написано. Главное для данного рассказа и для последующей жизни: "Жив. Цел. Орёл" (C)
Дальше - веселее: надо форсировать Днепр. Опять же, не буду в подробностях рассказывать, что это было, как и зачем - а Саня, по словам моих деда и отца, не очень любил об этом говорить (в отличие, скажем, от той же Курской дуги - там разгорались ожесточённые споры и ругань между артиллеристами и танкистами, о том, кто из них, как и почему был неправ). После той операции их командир получил звезду Героя Советского Союза, а каждый из командиров расчётов по медали за Отвагу. Вернее, получили те из них, кто остался в живых, а таких было очень мало.
Война закончилась для него в Будапеште, где он получил тяжёлое ранение.
Там была ещё целая история по возвращению домой, но об этом, возможно, напишу как-нибудь в другой раз, если кому-нибудь помимо меня это будет интересно.

Вчера по дороге на Ставрополье в машине выпала песня (если вспомню её, прикреплю ниже), где были слова о трёх покорённых державах и о медали за взятие Будапешта. Папа мне сказал, что у него каждый раз в этот момент подступает комок к горлу, потому что одно из воспоминаний его детства - форма деда Сани, на которой из всего развешанного на ней "иконостаса" ему больше всего запомнились медаль за Отвагу и та самая - за Будапешт.
Как бы там ни было, я никогда не видел деда Саню. Он умер в 2000 году в родном Самовце, что в Тамбовской области. К сожалению, в отличие от своего младшего брата, моего родного деда, он не дожил до того времени, когда я, будучи уже в сознательном возрасте, вооружившись простеньким микрофоном для караоке, пошёл писать историю о жизни. Но при всём при этом я всегда держал в уме эту историю. И она долгое время давала мне силы в самых разных ситуациях, особенно когда хотелось пожалеть себя и подумать о том, как у меня всё плохо. И дело даже не в том, что "деды свою кровь проливали, а я тут сижу в тёплой комнате и ещё чем-то возмущаюсь", этот аргумент меня как раз зачастую коробит. Просто, зная всё, о чём я писал выше, а вдобавок то, что я по большому счёту единственный дееспособный и вменяемый (так уж сложилось) потомок моего деда и его старшего брата, - пусть во втором случае и косвенный, - я понимал, что у меня просто нет права сдаваться и "прогибаться под изменчивый мир", что такая опция в принципе отсутствует.
Хороший вопрос - к чему вся эта пафосная речь, все эти выводы, точнее, зачем всё это, приложимое только лично ко мне, было выкладывать для обозрения и последующего (скажу мягко) обкомменчивания широкой публикой? Да просто мне хочется показать, насколько это важно - иметь вот такую небольшую сугубо личную историю. Возможно, кого-нибудь это убедит выкроить в своём расписании время для своей семьи, своих родных, своим предков - как живых, так и уже почивших. И, может быть, открыть для себя такую историю.
По большому счёту, в этом я и вижу главную цель такого праздника, как 9 мая.


АПДЕЙТ: Удачно подвернулось под руку:



Советские войска 3-го Украинского фронта ведут бои на улицах венгерской столицы, 5 февраля 1945 года

Комментариев нет:

Отправить комментарий